В современном мире мы столкнулись с проблемой: подростки перестали читать. Все свободное время дети проводят «залипая» в телефоне за общением в соцсетях или просматривая видео. Ухудшается внимание, концентрация и память. Уменьшается словарный запас. Формируется клиповое мышление. Пропадает мотивация к чтению, вместо книги дети просто слушают краткий пересказ произведения. Для решения данной проблемы в нашем объединении есть блок занятий «Волшебные сказки»
При изучении литературного произведения, детям задаются задания в качестве игры. Персонажи книг становятся участниками увлекательных историй. Так почему мы так любим интересные истории?
Истории, рассказанные вслух друзьям и близким, становятся важным событием и так же оказывают непосредственное влияние на слушателей, изменяя их восприятие себя и мира вокруг: «Читая историю жизни, мы слышим голос, соединяющий нас с опытом, размышлениями, чувствами другого. Мы соединяемся с другой жизнью. Слова обретают форму, становятся образами в нашей голове, разворачиваются драмой или вспыхивают моментами озарения сквозь стихотворение. В этом процессе мы прибываем к общему пониманию с человеком, чью историю читаем или слушаем. Шаг за шагом мы черпаем знание о сущности человека, оплетая текст своими ощущениями и своим пониманием». Эти слова принадлежат историку и антропологу Гели Франк.
Ребенок смотрит на картинку, а мы говорим: «Теперь ты действуешь, как тот, кого ты видишь на картине. Стань им». История помогает рассказать и показать ребенку его собственную суть. Ребенок еще не сформировался, и в наших руках — ответственность за то, чтобы он вырос хорошим человеком.
Приведённые ниже игры, упражнения и задания можно не только успешно использовать в психотерапии детей и подростков для решения конфликтов, эмоциональных и поведенческих проблем, но и развивать с их помощью воображение, память, образное мышление, речь и фантазию, а так же коммуникативные способности и умение сотрудничать в группе сверстников. Такие задания в игровой форме пригодятся
учителям, например, на уроках литературы, окружающего мира и естествознания, английского языка или в рамках театрального кружка. Во время поездок на экскурсии или в школьные лагеря сочинение историй поможет весело провести досуг и не дать детям заскучать в дороге.
Как сочинять истории?
1.Манга. Если мы пишем историю по литературному произведению, мы можем нарисовать или взять готовые иллюстрации с персонажами при нахождении их в ключевых событиях. Для реплик героев оставляем или вклеиваем белые окошки. Дети дополняют картинки репликами героев, которые они по их мнению говорили. В процессе выполнения работы учащиеся обсуждают персонажа, давая его характеристику.
2. Триллер. Берем известную сказку и пересказываем ее в другом жанре, предварительно обсудив с детьми на примерах художественной литературы и киноискусства, какие существуют жанры: комедия, трагедия, триллер, драма и мелодрама, фантастика, вестерн, боевик, детектив, фантасмагория и другие. Например, можно предложить детям в качестве разминки, переписать известную всем сказку «Репка» в жанре триллера или фантастики
3. «Интервью со знаменитостью». Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни мечтал стать известным, популярным или выдающимся в какой-либо сфере, или же представлял себя на месте своего кумира, любимого персонажа из книг, фильмов или ТВ-шоу. В этой игре ребёнку или подростку предлагается стать «знаменитостью» героем изучаемой книги и прийти в гости к вам на теле- или радиостудию, чтобы дать интервью и рассказать о себе в вашей передаче. Придумайте вместе с детьми, как она будет называться? В роли ведущего помимо взрослого, могут выступить другие дети, заранее подготовив наиболее интересные вопросы для «гостя». Данная игра обладает терапевтическим эффектом, помогая неуверенным, с низкой самооценкой и тревожным детям, присвоить себе положительные качества выбранного персонажа, и побыть в центре внимания детского коллектива. Задача взрослого как можно более серьёзно и с большим интересом отнестись к «знаменитому гостю», помогая ему с помощью вопросов раскрыться, рассказать о себе и своих сильных качествах, а так же своём пути к успеху.
4.»Правда или вымысел?». Эта игра наверняка известна многим ещё с детства. Участники по очереди рассказывают свои истории по заданному литературному произведению, а остальные игроки должны отгадать отражена ли эта история на самом деле, или нет. Играть можно на очки или фанты, а характер истории определять жребием, когда участники вытягивают, например, игральные карты: чёрная масть означает, что игроку нужно придумать вымышленную историю, а красная — правдивую. Тогда угадывающим легче будет проверить правильность своих ответов.
5.»Весёлая чепуха». В этой игре взрослому потребуется заранее подготовить какой-нибудь забавный рассказ, специально оставив пропуски в тексте. Пропущены могут быть имена персонажей, прилагательные, глаголы и так далее. Задача участников — прочесть придуманную историю и самостоятельно заполнить пропуски, чтобы получилось как можно смешнее. В такую игру весело играть во время детских праздников, разбив участников на несколько команд и попросив их зачитать получившиеся у них варианты одной и той же истории, либо разных.
6. «Книга — главный помощник». Эта забавная игра напоминает всем известное «гадание» по книгам. Лучше всего, если вы выберите для неё какие-то наиболее динамичные и полные приключений произведения. Участник берет одну из предложенных вами книг, открывает ее с закрытыми глазами и наугад выбирает любой абзац или строку, зачитывает найденный фрагмент вслух, а затем использует его как начало или завязку для развития сюжета своей собственной сказочной истории. Для создания весёлой атмосферы в детской компании вы можете поиграть таким же способом в «вопросы и ответы», когда игроки задают вопрос водящему, а он ищет в книге ответ, произвольно тыкая пальцем в любое место на какой-либо странице. Так же вы можете придумать вместе с детьми забавные анкеты для своих друзей и близких, ответы на которые они будут по вашей просьбе искать в различных книгах (подойдут сборники стихов, энциклопедии, учебники, словари и любые с «Рассказы по картинкам»
Создавая собственные литературные образы, анализируя построение сюжета в ходе игры, дети приобщаются к миру литературы и безудержной фантазии писателей. После веселой игры, чтение уже не кажется тяжелым и пугающим трудом. Дети с удовольствием читают, обсуждают интересную книгу, а некоторые ребята даже решают стать писателями.