Изучение каргопольской глиняной игрушки на занятиях в объединении «Основы гончарного ремесла»

Возникновение

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.141717050_5685413_84374971746817f4dfc8905c89f18268

Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей. Немалая сумма по тем временам. Мужчины лепили посуду, а женщины и дети -игрушки. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

141717052_5685413_ce7f4aaab0fb0107c43909e2af2f898b

В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

141717051_5685413_5c4e1fe91b6ed3b117042c3de4b1e96a

Особенности производства

Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью.

141717055_5685413_233b1506532145a2da1cfe92825fc624

История

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Вирентурга и Екатерины Абдулаевой, работавших в 1930-х1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известьюсажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни. Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток.141717053_5685413_ed1e9d55c5061f10c85a90c397f65843

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.141717054_5685413_5b21c087f5abdc170b7a6759651c1ce6

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их

украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.

Одним из немногих каргопольских мастеров, который не бросал ремесло в 1930 годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам.

В 1970-х годах. А П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая глазурь.

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950 годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. В работах Бабкиной впервые стали появляться более сложные формы, чем в традиционных фигурках: она создавала групповые сюжетные сценки, придавала игрушкам динамичность и изящество. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного Полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу141717062_5685413_1522494550_7

Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

В 2003 году в Каргополе открылсядом-музей семьи Шевелёвых — целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день.

141717063_5685413_Muzey_Shevelevyih_2_jpgMyzei_masterov_Shevelevih_i_kargopolskoi_glinyanoi_igryshki 141717064_5685413_photo285

Особенности лепки

Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины (пластичным способом), мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов. В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали141717059_5685413_914dabdb4230064cb99c50f5e9200622

В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.902730_6

При изучении каргопольской игрушки учащиеся изучают такие темы как:

1. Пластичный способ лепки

2. Народные промыслы России

Для ребят будут проведен конкурс на лучшую игрушку. Пусть победит сильнейший!