История Центра детского (юношеского) технического творчества г.Кыштыма
Кыштымский Центр детского (юношеского) технического творчества — родоначальник дополнительного образования детей, правоприемник городской Станции юных техников. История развития технического творчества детей в России имеет свою интересную и непростую судьбу. Датой начала организованного движения юных техников в нашей стране принято считать 12 октября 1926 года, день открытия в Москве Центральной детской технической станции. Уже через год в Москве, Смоленске, Туле, Свердловске было открыто 15 Станций юных техников. В 1931 году, в стране работало 150 детских технических станций, а в 1934 году их было уже 647.
История развития детского технического творчества в городе Кыштыме уходит корнями в далёкие тридцатые годы ХХ века. Перелистывая её пожелтевшие страницы, заново переживаешь события тех дней… Осенью 1934 года по инициативе и прямом участии Ивана Леонидовича Лакшевича, учителя труда и технического черчения кыштымской образцовой средней школы №1 был создан первый кружок технической самодеятельности школьников. Иван Леонидович был опытным техническим специалистом и мастером на все руки: хорошо знал столярное, слесарное, токарное дело; умел мастерить макеты. Он подметил, что многие школьники обладают «технической жилкой», т.е. серьёзно интересуются техникой. У него возникла идея – поддержать у детей этот живой интерес к технике. В первый технический кружок вошло 12 учеников, в основном семиклассники. Впечатлениями о встрече с И.Л.Лакшевичем поделился Геннадий Парфентьев, будущий юный техник Кыштыма, а ныне член Союза фотохудожников России: «Наш класс спустился в полуподвальное помещение школы, где симпатичный дядя начал показывать кино с помощью волшебного фонаря, так тогда называли кинопроектор. Дядя заворожительным голосом комментировал сюжеты сказок, появляющиеся на экране. Мы были очарованы этим дядей».
Главной работой кружка стала постройка моделей и приборов, к которым Лакшевич предъявлял высокие требования: модели должны быть точны, художественно выполнены, технически интересны и полезны. Он считал, что научить школьника работать молотком и пилой, строгать и паять, клеить и красить не так трудно, как научить его заботливо обращаться с инструментом и материалами, беречь их, любить свою работу, стремиться сделать модель красивой. Ребята выпускали ежемесячную стенную газету «Юный техник», в которой помещались иллюстрированные беседы о машинах, отмечались знаменательные даты истории науки и техники. Членом редколлегии газеты начинал свою изобразительную деятельность любимый кыштымцами художник-пейзажист Михаил Струбовщиков. Необычным был её заголовок: с непрерывно крутящейся латунной шестерней, пружинный завод которой сконструировал кружковец Юрий Астахов. В зимние каникулы кружок проводил «Дни юного техника» с показом созданных моделей, занимательных опытов, с викторинами о технике. Техническое любительство прочно входило в жизнь школы. Подрастал актив – будущие руководители технических кружков 5-6 классов. Летом 1935 года кружковцы выезжали в соседние города, на заводы, в музеи, знакомились с лучшим опытом для его использования в работе. В июле 1936 года Лакшевич вместе с 23-ю выпускниками школы осуществил поездку в Москву.
После ликвидации уроков труда в школах по указанию Наркомпроса РСФСР, Лакшевич получил задание от кыштымского горсовета по организации в городе детской технической станции. В начале 1937 года была проведена большая работа по её созданию. В протоколе заседания Президиума Кыштымского горсовета №15 от 11 апреля 1937 года указан один из пунктов повестки дня: «Утверждение сметы на оборудование детской технической станции», а в выписке из постановления заседания: «Срок окончания рабочей комиссии для обследования пригодности помещения и подработки сметы на переоборудование 15 апреля 1937 года». В протоколе №17 от 19 апреля 1937 одним из пунктов повестки дня было: «Утверждение сметы на ремонт помещения под детскую техническую станцию», в выписке из постановления заседания: «Признать помещение вполне пригодным. На ремонт помещения добиться выделения 8 тыс. руб. в счет первой половины сметы бюджета за 1 полугодие». 6 октября 1937 года состоялось торжественное открытие Кыштымской городской
Станции юных техников в приспо- собленном под неё частном доме №31 по улице Малышевой. По словам И.Л.Лакшевича с этого времени, в течение 35 лет небольшое белое здание, было «путеводным маяком для тысяч юных кыштымцев, вставших на путь овладения техникой». Открытие станции освещалось в местной газете «За цветные металлы» № 233 от 11 октября 1937 года. К этому дню в кружки: электротехнический, радиолюбительский, машиностроительный, авиамодельный, фотолюбительский записалось 230 школьников, в том числе 40 девочек. Директором станции и инструктором технических кружков был назначен И.Л.Лакшевич. После официальной части авиамоделисты запустили большой воздушный шар и модель планера. «Мы добьемся, что наши модели будут летать высоко, быстро и далеко» — обещали юные конструкторы. Золотые правила юных техников того времени: «Победа – спутник умелых!», «Научился сам – научи товарища!» актуальны и сегодня. А крылатые слова Владимира Маяковского: «Твори, выдумывай, пробуй!», ставшие девизом организованного движения юных техников нашей страны с 1926 года, остались девизом кыштымских СЮТовцев: «Наш девиз, проверенный временем, наш девиз – не старый, не новый, прошедший через поколения:«Твори, выдумывай, пробуй! Очевидцем этого события и одним из первых юных техников Кыштыма был сын Ивана Леонидовича – Леонид Лакшевич, впоследствии учитель физики кыштымской средней школы №2. По мнению Владимира Акимовича Горского, д.п.н., профессора, заведующего отделом общего и дополнительного образования Института содержания и методов обучения РАО, знавшего И.Л.Лакшевича, 1918-1939 годы являлись этапом возникновения системы внешкольной работы с детьми в нашей стране. К этому времени были разработаны в основном все нормативы, регламентирующие работу разнообразных внешкольных учреждений. Вторым этапом становления системы внешкольного образования детей были 1939-1946 годы. К этому времени в стране была развита сеть разнообразных государственных внешкольных учреждений; были детально разработаны документы, нормирующие все направления внешкольной работы.
В 1940 году по инициативе СЮТ в Кыштыме был восстановлен бездействующий около 10 лет городской музей краеведения, где были организованы кружки юных краеведов, туристов, натуралистов, которые вели работу по изучению богатств края, создавали экспонаты для музея. В июле того же года в Москве открылась Всесоюзная выставка детского технического творчества «Юные техники – в помощь школе», проводимая Центральной Станцией юных техников имени М.Н.Шверника. Из 440 экспонатов на «паспортах» 10-ти из них – надпись: «Сделан на Кыштымской городской Станции юных техников». Это – пластинка Брегета, маятник Вальтенгофена, сирена, электрический звонок, 3 модели электрических молотов. Юный техник Кыштыма, ученик 9 класса средней школы №1 Аркадий Домашнев был награжден грамотой за участие в этой выставке. На 1-й юбилейной научно-методической конференции, посвященной 15-летию создания Центральной станции юных техников, проходившей в Москве в апреле 1941 года, Челябинскую область представляли два делегата: директор областной СЮТ и директор кыштымской СЮТ. И.Л.Лакшевич выступал с докладом об опыте работы юных техников Кыштыма.
В годы Великой Отечественной войны деятельность кыштымской СЮТ была остановлена. Лакшевич мобилизован в трудовую армию, работал слесарем-лекальщиком на кыштымском военном заводе №15. После Великой Победы был отозван с завода и получил задание РК ВКП(б) вновь организовать в Кыштыме работу станции юных техников. В октябре 1945 года, в московской информационной сводке сообщалось: «Восстанавливается Кыштымская Станция юных техников – до войны лучшая из 21 станции в Челябинской области». И снова инициаторами и помощниками в деле воссоздания городского музея были юные техники. Как и в 1940 году они шлифуют, полируют, красят заржавевшие металлические предметы, реставрируют деревянные части экспонатов, делают полочки для их размещения, стеклянные футляры, коробки для коллекций. 12 февраля 1946 года городской краеведческий музей был вновь открыт. 1946-1961 годы являлись расцветом развития системы внешкольного образования детей. В 1946 году вышли новые Положения о работе внешкольных учреждений. Восстанавливалась сеть разнообразных образовательных учреждений, были опубликованы нормативные документы о шефствующих предприятиях, о порядке передачи в школы и внешкольные учреждения неиспользуемых материалов и оборудования от промышленных предприятий и научных организаций для работы с детьми. В 1946 году в городском краеведческом музее кыштымская СЮТ организовала выставку работ юных техников, на которой экспонировалось 60 работ. В 1947 году на организованную совместно с краеведческим музеем городскую выставку, посвященную 800-летию Москвы, юными техниками Кыштыма были подготовлены рисунки по истории возникновения Москвы, макеты 5 башен Московского Кремля, макет Большого Кремлевского дворца, 13-этажной гостиницы «Москва». Все макеты были объёмны и электрифицированы.
В 1947-48 годах СЮТовцы под руководством Лакшевича совершили 2 кольцевых похода по Челябинской области. Собранные горные породы и минералы отправили в музей Днепропетровска при горном институте, восстанавливаемый после войны, а 20 видов мхов и лишайников передали в краеведческий музей Кыштыма. Материалы походов и макеты, посвященные 800-летию Москвы, были отправлены на Всесоюзную выставку работ юных техников, как экспонаты одной из лучших СЮТ по РСФСР. В 1949 году юные техники 7 класса смонтировали установку дневного кино, позволяющую смотреть диапозитивы и фильмы без затемнения. За оформление и организацию областной выставки детского технического творчества Челябинский облоно объявил благодарность только двум СЮТ Челябинской области: Магнитогорского металлургического комбината и Кыштыма.
В том же 1949 году возобновляет свою работу фотографический кружок, руководителем которого был «внештатный инструктор по фото при СЮТ», ученик 8 класса Геннадий Парфентьев.
В 1952 году юный техник Кыштыма Пётр Сухоев был награжден 3-мя медалями Выставки достижений народного хозяйства СССР. В новогоднем номере «Пионерской Правды» 1955 года академик И.И.Артоболевский писал: «Совсем недавно на наших глазах человечество вступило в эру использования атомной энергии… И об этом думают пионеры и школьники. На стенде Выставки достижений народного хозяйства макет атомной станции. Сделали её юные техники города Кыштыма. Сегодня они делают модели, завтра им будет по плечу постройка атомных машин». Макет экспонировался и в Московском политехническом музее на Всесоюзной выставке работ юных техников в январе 1955 года. Позднее путешествовал по стендам зарубежных выставок Польши, Швейцарии, Китая, Индонезии. Его снимок был опубликован на страницах журналов «Огонёк» и «Советский Союз».
В 1956 году юные техники Кыштыма стали инициаторами движения эстафеты-фотоальбомов, разослав их по городам страны с целью обмена опытом юных техников и памятными подарками, в т.ч. выполненными своими руками. Инициатива была поддержана СЮТами и Домами пионеров Свердловска, Ленинграда, Магадана, Новосибирска, Соликамска, Ангарска. Были получены сотни фотографий, подарков, описаний методик работы.
В сентябре 1957 года, сувениры, подготовленные юными техниками кыштымской СЮТ, вручались участникам 6-ого Всемирного фестиваля молодежи и студентов, при посещении ими Центральной СЮТ. 1961-1992 годы являлись этапом стабилизации, наиболее ярким периодом во всей истории развития внешкольной работы с детьми в нашей стране. В эти годы проходило большое количество разнообразных внешкольных мероприятий: слеты, фестивали, смотры, соревнования, конкурсы, выставки, выступления. В 1962 году руками юных техников Кыштыма из подсобного помещения, расположенного рядом с СЮТ, создан и открыт её Политехнический музей. В нём из полученных материалов эстафеты фотоальбомов и созданных юными техниками макетов и моделей была организована постоянно действующая выставка. И.Л.Лакшевич и сам не отставал от юных моделистов. Он сконструировал переносной малогабаритный чемоданчик с содержанием занимательных задачек, арифметических миниатюр, шуток, фокусов, «требующих некоторой работы ума, развивающих простейшую логичность в рассуждениях». Чемоданчик был окрашен зеленой краской, поэтому его стали называть «Зеленым сундучком». Сундучок использовался для массовой работы с детьми в школах, Домах пионеров, детских клубах по месту жительства, пионерских лагерях. Занятия с ним проходили активно, увлекательно, оживленно. Поэтому, как наглядное учебное пособие он был рекомендован для массового изготовления.
В дни празднования 50-летия Великого Октября кыштымской СЮТ была смонтирована электрифицированная модель «Атомоход Ленин», построенная 7-ю моделистами. В период 1965-1967 годов в Народном политехническом музее СЮТ членами кружка юных космонавтов была создана экспозиция «Космос» из 17-ти макетов, в т.ч. крупногабаритные модели «Венера-5», «Луна-9», «Восток» и др. Экспозиция была дипломирована на ВДНХ СССР. В январе 1971 года СЮТ и созданный ею «Политехнический музей» переехали в новое приспособленное для них помещение по адресу: ул. Металлургов,№2. В феврале 1972 года директором кыштымской городской СЮТ был назначен Е.И.Иванов. В августе 1972 года Политехнический музей был расформирован в выставочный зал. 52 почетные грамоты и дипломы были прибиты на потолок коридора нового помещения СЮТ. Модели-макеты: атомной, термоядерной, геотермической, колхозной электростанций; художественные коллекции хрусталя, фарфора, фаянса, цветного стекла были переданы в краеведческий музей. Иван Леонидович Лакшевич проработал в станции до октября 1972 года. Невозможно оценить его огромный плодотворный труд. Назовём лишь его несколько учеников: почетный гражданин Кыштыма педагог К.Н.Чуфаров, директор Кыштымского радиозавода М.Л.Анисимов, начальник технического отдела радиозавода В.П.Чащин и др.За беззаветную преданность любимому делу – обучению и воспитанию юных техников Кыштыма, которому посвятил 35 лет своей жизни И.Л.Лакшевич неоднократно поощрялся: в его трудовой книжке 52 записи.
И еще немного о нашей истории:
Вклад моей династии в развитие дополнительного образования (Т.Г. Зуйкова)